Названия оригинальных треков:
Madonna - Dress You Up
Fleetwood Mac - Go Your Own Way
Дата публикации: 28.10.2023
Я начинал этот трек в прекрасной творческой форме, но в силу жизненных обстоятельств сводил и делал мастеринг буквально из последних сил. Звучание было задумано как нарядное и глянцевое, но получилось rare, «сырым»: дерзким и без сантиментов. Да и строки эти пишу через силу, только из чувства долга перед самим собой - нужно опубликовать трек, а я привык ещё и фиксировать ощущения/итоги текстом.
После работы с The Beatles (omg, как это прекрасно звучит!) я решил углубиться в искусство мэшапа (mashup): это когда смешиваются две совершенно разные песни и в результате всё начинают звучать так, как будто это было так и задумано. Послушайте хорошие мэшапы, это настоящее чудо. Мой трек с битлами "John Hollyweeds With The Beatles - Her Majesty and The Fool from The hill Driving my Flying Car Number 9" не совсем мэшап, это скорее музыкальный коллаж, наша виртуальная коллаборация и торжество технологий: одно соло Владимира Петровича Преснякова в ритме регги чего стоит!
Самый банальный мэшап, который первый приходит в голову, это песня Thunder группы Imagine Dragons и Тучи Иванушек. Они написаны в разное время, авторы никак не пересекались. Но - представьте - это может звучать как одна песня! Такой мэшап никто не сделал, наверное, из-за очевидности и банальности, а также коллизии с авторскими правами: площадки, где можно разместить трек (например, YouTube или Soundcloud), автоматически блокируют работы, в которых есть сэмплы Imagine Dragons (а также Beatles, Adele и почему-то Дмитрия Маликова).
Месяц назад я начал записывать в электрический блокнотик песни, которые могут звучать как одна. Накопилась пара десятков идей. По совету Гены Авраменко я внимательно смотрел в сторону музыки 70-х и в результате в финал вышла песня Fleetwood Mac, написанная и спетая их гитаристом Линдси Бэкингем (кстати, у меня в коллекции есть винил альбома Rumors оригинального года выпуска). А вот Мадонна и её Dress You Up появилась полуслучайно: идеально совпала по темпу, 136bpm (коррекция темпа по большому счёту не проблема, но у меня уже появился отрицательный опыт с другим мэшапом, там не всё так просто). Также система определения тональности показала еще одну общую черту этих треков - тональность С (До). Ну и я очень люблю эту песню Мадонны.
В плане аккордов всё красиво и безумно одновременно. Прогрессия, под которую поёт Мадонна, следующая: Ab Bb Ab Bb, и уходит в доминанту вот так: Fm Ab G G. Такой вот До-минор - без собственно До и даже минора. Далее Линдси поёт припев под такую прогрессию: Dm Bb C С. До это минор, или до мажор решайте сами, я уже не в курсе, просто так получилось, зазвучало - да и ладно.
Если уж начал про аккорды, вот вам ещё одна «пасхалочка». В завершении трека, где Линдси спел припев, начинается фрагмент с поющими зрителями. Так вот, вся инструментальная партия идёт по аккордовой прогрессии вокальной партии Мадонны, а зрители поют припев по аккордовой прогрессии Линдси. И как в результате это красиво получилось! Дэвид Боуи, король аккордовых безумий, умер бы от зависти! Впрочем, он и так умер.
Трек получился с интересным смыслом. Мадонна поёт партию влюблённой девчонки. Я давно подметил этот маркер: как только девушка влюбилась, она невольно начинает, например, поправлять мужчине галстук, рубашку, буквально сдувать пылинки, прихорашивать. Dress You Up, песня именно об этом. А вот вокальная партия Линдси совершенно противоположная: иди, дорогуша, своей дорогой, не нужна ты мне. И вот она такая к нему льнёт, а он отвергает…
Создавая такой эмоциональный трек, я, конечно, «оторвался» технически. Обе вокальные партии, и Мадонны и Линдси, сделаны с применением технологии double tracking, то есть параллельно звучат две вокальные дорожки с микрозадержкой (применил эффект Хааса, о существовании которого случайно узнал в процессе работы над звуковой дорожкой своего концерта #Ringo50). Это дало и объем, и настроение.
В треке также дебютировало моё новое приобретение - совершенно безумный французский синтезатор Arturia Microfreak (до этого я предпочитал исключительно виртуальные решения). Смысл «фрика» в том, что, благодаря продуманному интерфейсу, он позволяет довольно быстро синтезировать тот звук, который хочется прямо сейчас (чтобы не копаться в тоннах пресетов). Правда, для этого требуется некоторый навык, азы которого я приобрёл за неполные пять месяцев, что «фрик» обитает в моей студии. А вот гранулярный синтез звука, который это фрик умеет, ещё только предстоит освоить.
Lindsey Buckingham на самом деле очень хороший гитарист, я видел записи нескольких концертов. В треке есть наш баттл, инструментальные соло: я начинаю на синтезаторе Arturia мягко, в стиле синтивейв, нарочно приглушив ударные и вообще «успокоив» звучание, ибо Мадонна в двух куплетах уже по большому счёту всё сказала. А потом буквально врывается Линдси с мощнейшем соляком! Конечно, я ещё и подкинул дровишек, добавив «тяжёлый» грув на гитаре, с одного дубля.
А вот лёгкая ритм-гитара, которая пронизывает мэшап, нагло спёрта у Мадонны. Скорее всего она должна была «держать» песню, но продюсеры передумали и оригинальный трек сделали на синтезаторах, отправив гитару на задворки. Я случайно «рассмотрел» (расслушал?) этот хук в конце композиции, выдернул его при помощи технологий искусственного интеллекта, и привёл в порядок всякими эквалайзерами-компрессорами. Дал ему по сути новую жизнь. Ейбогу проще было взять гитару и сыграть с нуля, ну да ладно, так даже интереснее.
Обложку сингла второй раз доверил нейросети Midjourney (первый опыт был с битлами). Она довольно хорошо поняла запрос «нарисуй обложку сингла мэшапа Madonna Dress You Up и песни Go Your Own Way группы Fleetwood Mac». Мадонна угадывается сразу, а сама обложка нарисовалась в стилистике канонического альбома Rumors собственно Fleetwood Mac. Чудо!