4
Как компьютеры изменили музыку
В миллениум мощность компьютеров стата достаточной для того, чтобы записывать музыку прямо на жёсткий диск, и обрабатывать её как угодно. Появился новый тип программного обеспечения, Digital Audio Workstation, сокращённо DAW
Pro Tools, Cubase, Logic, Ableton были основаны приблизительно в одно время, и спустя четверть века мирно сосуществуют; нового игрока, устроившего передел рынка, так и не появилось (при том, что существует множество других DAW). Разве что Pro Tools, установленная во всех «взрослых» студиях, уступила пальму первенства Ableton, которую полюбили bedroom продюсеры. Да, производство музыки постепенно, с ростом вычислительных мощностей компьютеров, переместилось из больших, специально подготовленных помещений с огромными пультами, в спальни и гаражи.

Итак, что же умеет любая DAW

Можно что-то напеть и записать это.
Наиграть аккомпанирующую фортепианную партию, подключив в компьютеру синтезатор или midi клавиатуру.
Через специальный (довольно компактный) интерфейс воткнуть электрогитару и записать партию без всяких педалей, комбиков, примочек и змей из проводов.
Накликать барабанный ритм мышкой, выбрать любое звучание ударных. Или сыграть барабанную партию на midi контроллере.
Бас также записать с помощью гитары, наиграть на контроллере, нарисовать мышкой - да как угодно.
Наложить второй вокал и сколько угодно других партий.
Всё, трек готов, его можно сохранить и опубликовать в интернете, записать на CD или отпечатать на виниле.

Но это цветочки

Записанная фортепианная партия может зазвучать виолончелью, органом, трубой, да вообще любым инструментом.
С помощью встроенных в DAW синтезаторов (или внешних программ) можно накрутить звуки, которых вообще не существует в природе.
Заглянем на дискотеку и послушаем музыку. Существуют ли эти звуки в исполнении привычных инструментов? Нет, это всё синтетика. Хотя… Зависит от качества дискотеки.
В танцевальную музыку стало модно подмешивать акустические инструменты, лучше экзотические. Можно слетать в Индию, записать на телефон игру на ситаре, и потом экспортировать файл в DAW - вуаля, модный трек готов. А можно никуда не летать: существует множество онлайн библиотек с любыми инструментами. Горловое тувинское пение - да легко, на расстоянии пары кликов!

Дальше - больше

Например, у нас есть песня, которую спели бабушки из Костромы. Протяжная игра сигха на ситаре. Забавный ритм, который налупили на бочках из под краски какие-то мальчишки из Нигерии. А также оцифрованное с виниловой пластинки соло величайшего басиста-бородача всех времён и народов, Leland Sklar.

Все эти записи звучат в разных тональностях и в разном темпе.

Так вот, из этого материала можно сделать полноценный трек: DAW помогают синхронизировать любой винегрет.

А ещё туда можно подмешать шум моря, пение птиц, работу токарного станка, да чего угодно.


Виртуальные музыканты

Играть бас гитаре, барабанах, клавишных? Да вы что, зачем. Появился целый класс так называемых виртуальных инструментов. Для их использования, конечно, требуется базовое музыкальное образование (хотя бы сольфеджио), да и на освоение уйдёт месяц-другой. Но это же не годы обучения игре на традиционных инструментах!

Ник Роудс, клавишник Duran Duran, как-то сказал: я больше не играю, я скорее программирую.

Виртуальные инструменты позволяют создать любую виртуальную группу, любой конфигурации. Их возможности впечатляют даже опытных музыкантов. Качество звука неотличимо от оригиналов, подтверждено множеством слепых тестов, и все дискуссии на эту тему давно закрыты.

Зачем объяснять музыканту, как сыграть нужную партию, когда это можно просто запрограммировать?

Собирать коллектив саксофонистов-трубачей-тромбонистов ради музыкального проигрыша в 20 секунд? Больше не нужно. Впаять в трек игру симфонического оркестра? Да пара кликов.

Все виртуальные инструменты совершенно бесшовно встраиваются в любую DAW.

Но это тема отдельной статьи.

Эффекты

Реверберация - самый известный эффект, обычно применяется в караоке: это когда поешь словно в огромном зале. Дилей - небольшая задержка, часто применяется гитаристами, и нам кажется, что они играют быстро и виртуозно. Эхо, фленжер, овердрайв и множество других эффектов по умолчанию встроены в любую DAW.

Можно сделать так, чтобы звук бегал из одного уха в другое, и отрегулировать скорость. Или чтобы трек «качал» и хотелось сразу пуститься в пляс. Или чтобы звук стал потусторонним, космическим.

Возможности по созданию музыки стали совершенно безграничными.

Мне страшно представить, что было бы, если сесть в машину времени и привезти современный компьютер «битлам». Или лучше Иоганну Себастьяну Баху - рейвы точно стали бы звучать интереснее.