«Посевная стадия», Seed round
На ней артист сам производит материал, сам снимает контент для соцсетей, обивает пороги клубов с просьбой дать сцену. С музыкой и контентом поначалу обычно всё тускло, а клубы посылают с разной степенью резкости: у них своя закрытая музыкальная тусовка, где чужаку не место. Часто артист сразу штурмует лейбл, но это абсолютно безнадёжная история. Даже у венчурных фондов и бизнес-инкубаторов есть контакты на сайте, лейблы же закрыты наглухо, ибо входящий поток - сумасшедший, в прямом и переносном смысле.
Артисту нужно что-то есть, пить (иногда курить), чтобы творить. В плане инвестиций тут работает классическое правило «трёх ф» - FFF - Father Friends Fools.
Папой может быть как биологический отец, если артист довольно молодой и его пока не прогоняют из родительского гнезда. Так и «папик», решивший помочь воплотить мечту своей девушки или бойфренда, зависит от сексуальной ориентации. При отсутствии взаимных чувств и некотором цинизме артиста, папик находится в категории Fools.
Friends в аналогии со стартапами довольно экзотическая конструкция, но она также встречается. Думаю, Друг - это скорее работодатель, который даёт артисту нормальную дневную работу, чтобы вечерами он мог заниматься музыкой и продолжал обивать пороги сцен и лейблов.
Переход в профессиональную лигу. Round A
Итак, соцсети облипли пока небольшой, но фанбазой. Пара треков завирусилась в ютубе или тиктоке. Материала хватает на 45-минутный концерт. За выступление дают уже не кружку пива, а некоторое количество денег.
У артиста наступает самый сложный период, так называемая death walley. И вот почему.
Создавать музыкальный и визуальный контент - это работа. Поддерживать соцсети - это работа. Выступать - это работа. Вставать утром и идти в офис - это работа. Именно в этот момент схема FFF даёт течь, нужно делать выбор. Артист на полпути в профессиональную лигу, но выручка музыкального проекта не покрывает расходов, а они есть, и довольно чувствительные. Очень простой пример: для того, чтобы приехать и отыграть концерт, требуется либо такси, либо собственный автомобиль. Если это группа, то стопудов второй вариант.
У артиста возникает сумасшедший цейтнот просто по временным затратам: внезапно возникает осознание, что делать музыку и обслуживать свое медийное хозяйство (снимать, монтировать, постить ролики, договариваться о кросс-постингах и партнёрствах) - это две совершенно разные работы, и нужно делать либо одно, либо другое, а при совмещении теряется качество и снижается темп. Плюс постепенно появляется третья работа - концертное администрирование. Бухгалтерия. Съемка концерта с пяти камер и монтаж, мастеринг записей.
Вариантами выхода тут является контракт с лейблом или независимым продюсером. В аналогии со стартапами, это компания-стратегический инвестор или бизнес-ангел.
Инвестор даёт артисту всю инфраструктуру, оставляя возможность заниматься музыкой. Но и забирает почти всё. Часто, отчаянно оголодав до подписания контракта, артист не читает условия и подписывает всё подряд. А, став известным, обнаруживает, что ему не принадлежит ничего, в том числе собственное имя.
Музыкальный «Y-combinator»
Кажется, настало время для условного «Y-combinator» в музыкальном бизнесе. Да, серьезный отбор артистов. Но, а отличие от стартапов, артист может подтянуть свой музыкальный уровень - вот тебе преподаватели вокала, сольфеджио, инструмента, Ableton.
Учись и подавайся на следующий поток. Да, пока по схеме FFF.
Инкубатор даст инфраструктуру и музыкальное образование next level. Например, добавится сценическое мастерство, умение работать на камеру. Начнут возникать коллаборации, совместные выступления, кросс-промо, в общем, сетевой эффект.
Внешний инвестор сможет увидеть артиста и, если поверит в него, зайти в проект. А это хорошие иксы на вложенный капитал, посмотрите на Тейлор Свифт.