С солистом все просто - обычно это фаундер. Он поёт, транслирует месседж. Соответственно ведёт соцсети. Общается с продюсером, лейблом, инвестором. Иногда играет на инструменте, лучше всего смотрится гитара; редко, но бывает и бас, и фортепиано.
Кофаундер также стоит на первой линии сцены, его работа - играть на инструменте: как правило это гитара или бас. Иногда у кофаундера также есть микрофон - он выступает на профильных конференциях, ведёт соцсети. В стартапах это либо СТО, технический директор, либо СМО, маркетолог.
Фаундер / кофаундер это Джон Леннон и Пол Маккартни, Мик Джаггер и Кейт Ричардс.
А теперь присмотримся на вторую линию: там ударник и басист. Обратите внимание: если солисты смотрят в зал и редко оборачиваются на группу, то эта парочка напротив, часто переглядывается между собой, иногда басист и вовсе играет напротив ударника, лицом к лицу. Задача этих ребят - создать грув, то, благодаря чему зритель чувствует: «вот это круто, мурашки по коже»!
Ударник - это музыкант, который задаёт ритм группе, в прямом и переносном смысле. Часто он является и вовсе связующим звеном всего коллектива. Вспомним, как Ринго Старр вечно мирил «битлов». Или Мик Флитвуд, вокруг которого много лет существовала Fleetwood Mac, меняя составы музыкантов и стили музыки. Роль ударника в рок бэнде часто недооценивается, но в стартапе это ни кто иной, как исполнительный директор. Администратор. Scum master. В общем, тот, кто приходит на работу вовремя и задаёт ритм. Иногда ударник бывает полноценным кофаундером: Роджер Тейлор из Queen. Или вообще фаундером - вышеупомянутый Мик Флитвуд или Фил Коллинз.
С появлением драм машин появился соблазн упразднить ударника. Однако на практике этого не произошло: барабанщик оказался важным элементом рок шоу. Даже итальянские музыканты, особенно полюбившие драм машины, вернули на концерты ударников, бьющих в так называемые «блины», электроударные.
Самой загадочной ролью в этом фреймворке является басист, тогда, когда он не является кофаундером. Так вот, басист - это project manager - не путать с Product Owner. Именно поэтому он играет в паре с ударником: вместе они создают инфраструктуру, чтобы ребята на первой линии сцены могли работать на публику. Играют тот самый грув. Бас - это инструмент, который связывает ритмическую и гармоническую сущности и трека, и продукта стартапа. Лучшим на мой вкус басистом, показывающим, как это работает, является Джон Пол Джонс из Led Zeppelin.
Если говорить про гармоническую сущность, то к гитаре в бэнде часто добавляют клавиши. Здесь всё вообще очевидно: это дизайнер. В технологичных стартапах часто обходятся без него. Но если мы делаем что-то прям красивое и масштабное - кто-то должен это нарисовать. Как же прекрасно играют Джон Лорд из Deep Purple или Ричард Райт из Pink Ployd!
Разбогатев, рок бэнд может обзавестись бэк вокалистками и духовой секцией.
А как же пиарщики, сейлзы - спросите вы. Ответ: это staff, им не место на сцене. Звучит жестко, но к исполнению музыки они отношения не имеют. При этом я ни в коем случае не умаляю заслуг этой части команды. Ну куда стартапу без сисадмина! Более того, Джорджа Мартина, звукорежиссера, считают «пятым битлом». Как и у рок бэнда, у стартапа часто разрастается целый завод «бойцов невидимого фронта», которые не менее важны, чем те, кто работает на сцене.
Забыли про Product Owner. Так вот, это продюсер. Он помогает фаундерам обрести музыкальную идентичность с одной стороны, и ведёт переговоры с инвесторами и лейблами с другой. В начале пути роли фаундера и Product Owner часто совмещаются, но в какой-то момент фаундеру приходится делегировать эту работу, чтобы сосредоточиться на музыке. Product Owner может быть как со стороны стратегического инвестора читай лейбла, так и независимым продюсером.
И если стартапам есть чему поучиться у рок бэндов правильному формированию команд, то современным музыкантам для настоящего успеха сегодня нужен самый что ни на есть Product Owner.