7
А мурку можешь?
Нужно ли сегодня осваивать музыкальный инструмент
Спойлер 1: и нет, и да
Спойлер 2: есть кое-что интересное помимо фортепиано и гитары


Самоиграйки и библиотеки

Начну с простого ответа: нет.
Во-первых, появилось огромное количество так называемых виртуальных инструментов, на которых можно создать нужную партию не обладая навыками игры, даже на фортепианной клавиатуре.

Перечислю своих личных фаворитов.


  • Партии ударных легко создаются внутренними средствами Ableton или Logic Pro - в которых собственно пишется трек (я же предпочитаю продвинутое решение - Maschine от Native Instruments);
  • Бас, совершенно неотличимый от игры живого басиста делается в плагине EZ bass;
  • Очень хорошие виртуальные гитары делает Ujam;
  • Для духовых и струнных существует множество библиотек в формате Kontakt;
  • Синтезаторы и клавишные существуют в виде самостоятельных виртуальных плагинов, но если навыка игры нет от слова совсем - выручит EZ Keys.
Виртуальный инструмент EZbass
Также трек можно записать вообще без этих плагинов, умело подбирая и редактируя так называемые лупы (loops - короткие зацикленные музыкальные фрагменты) или просто инструментальные партии из музыкальных библиотек. Библиотеки можно скачивать на жесткий диск или пользоваться облачными решениями типа loopcloud.com.
Кстати, вот пример трека, полностью сделанного на “библиотечных” решениях, включая гитарные соло: Selena Gomez - Hands To Myself
Конечно, всё не так просто, как может показаться из этих строк: приходилось редактировать высоту тона, вплоть до ноты, вырезать и менять местами фрагменты длинной в миллисеунды и т.д. но факт остаётся фактом: этот трек полностью “сыгран” компьютерной мышкой.
У меня неплохой навык игры на гитаре, однако однажды я провёл эксперимент, делая чисто “гитарный” трек: одни партии играл, другие синтезировал в плагинах, третьи брал из библиотек и всё это комбинировал в в разных сочетаниях. Так вот, в финальном варианте трека не осталось ни одной моей партии, сыгранной вживую. Подробнее я об этом писал здесь: ВИРТУАЛЬНЫЕ ГИТАРИСТЫ.

Популярная скрипачка Vanessa May
Мальчик со скрипкой

Замечали, что еврейских детей часто отправляют “на скрипку”? У этого есть довольно прагматичное объяснение: сложил скрипочку в кофр, приехал, сыграл, получил денежку, сложил скрипочку в кофр и домой к маме. С виолончелью или роялем такой фокус не пройдёт. А, еще хороша гитара, под неё можно петь.

Шутки шутками, но основа монетизации музыканта сейчас - живые выступления. Правда, скрипка стала почти не востребована (да и без сопровождения рояля или оркестра на ней особо не играют). Другое дело - гитара, синтезатор, или даже саксофон… Довольно условно, но к музыкальным инструментам можно отнести и вокал.

Однако навык владения инструментом не получить за пару занятий. В музыкальной школе учатся от 5 до 7 лет. Конечно, бренчать на гитаре в дворовом стиле или “сыграть мурку” на пианино можно за несколько уроков, но и здесь действует пресловутое “правило 10 000” часов.
Не существует простых или сложных в освоении музыкальных инструментов. Да, выбор скрипки подразумевает идеальный слух (недостаточно точно настроенный инструмент будет визжать как яжемать). А про гитару есть поговорка, что это самый простой инструмент в освоении, но самый сложный, чтобы играть на нём действительно хорошо. И абсолютно то же самое касается, например, саксофона.

Также не стоит забывать, что навык владения инструментом нужно постоянно поддерживать, играть если не каждый день, то хотя по по несколько часов в неделю. Если не брать инструмент в руки всего год, навык утратится до начального уровня.

Ну а теперь вопрос: стоит ли игра свеч, если существуют виртуальные инструменты?

При обучении игре на музыкальном инструменте параллельно, волей-неволей начинаешь осваивать основы музыкальной грамоты, ноты. Хорошим вариантом считается брать уроки сольфеджио. В этом музыкальная школа выигрывает у частного репетиторства: обучение музыке в ней фундаментальное и комплексное, предметов много. Почти всегда появляется второй музыкальный инструмент; так, например, гитаристы получают один урок фортепиано в неделю, этого вполне достаточно. Владение двумя инструментами полностью развязывает руки для музыкального творчества.

Можно ли использовать виртуальные инструменты, не владея базовыми знаниями сольфеджио и минимальными навыками игры на клавишах? Теоретически да, но результат будет скорее всего случайным и повторить “успех” вряд ли получится. Программируя виртуальную гитару, у музыканта в голове есть понимание, как она звучит при обычной игре, и, следовательно, готовая дорожка получается близкой к реальности. А без базовых знаний дальше эксперимента продвинуться будет довольно сложно.
Винтажный модульный синтезатор
Почему всё-таки есть смысл освоить музыкальный инструмент

Может показаться, что технологии виртуальных музыкальных инструментов вытесняют живую игру, однако это так только отчасти. Когда-то считалось, что смартфоны убьют профессию фотографа. На практике оказалось наоборот: хорошие мастера нарасхват и спрос на них только растёт. Также и с музыкантами - хороший исполнитель востребован: он может как быть сессионным музыкантом, работающим преимущественно в студии, так и гастролирующим артистом в группе. Также набирает обороты понятие DIY (Do It Yourself) артистов, самостоятельно записывающих музыку и выступающих на концертах и фестивалях: партия основного инструмента исполняется вживую, а остальные дорожки запускаются из луперов или программы Ableton. Такие концерты выглядят очень эффектно.

Но самое главное. Если ваш ребенок-подросток или вы сами почувствовали тягу к освоению музыкального инструмента, ответ однозначный: начинать учиться. Есть гипотеза, что музыка - это один из способов общения людей, особенность которого миновать наше сознание. Считается, что эта предрасположенность дана музыкантам свыше: верующие люди утверждают, что так через нас разговаривает Бог, агностики же относят этот феномен к разряду непознанного. Мои личные наблюдения подтверждают это: моменты активного создания трека - это какое-то особенное состояние, транс, поток. То же самое могу сказать про живое выступление: перед началом волнуешься, а после первого аккорда руки словно сами играют, от начала и до конца концерта.

Еще один важный момент, о котором уместно сказать именно в этой статье. Давным давно, ещё с музыкальной школы, я заметил, что половина (если не большинство) детей ходят в нее совсем без удовольствия. Они словно вежливо выполняют родительскую программу. Да и педагоги бывают разные: орут, бьют детей линейкой по пальцам, могут влепить подзатыльник, да так, что на брови останется шрам от крышки пианино… Надо ли говорить, что у всех этих детей мало того, что отбито желание заниматься музыкой, но и вообще её слушать. Если ребенок заинтересовался музыкой сам - поддержите его. Если нет - не стоит даже начинать.


Какой инструмент освоить?

Если нет амбиций стать великим исполнителем, то идеальный инструмент - фортепиано. Причины две: оно наиболее удобно для освоения нотной грамоты и сольфеджио, плюс фортепианная раскладка используется во всех виртуальных инструментах. Покупать пианино (и тем более рояль) больше не требуется, достаточно электропианино. Подойдёт и просто хорошая фортепианная клавиатура, подключенная к компьютеру.

Хорошим вариантом была, есть и остаётся - гитара. И лучше сразу электрогитара.

Есть и небанальный вариант: диджейский сетап. Формально он не относится к музыкальным инструментам, но освоение диджеинга сейчас чуть ли не лучшая точка входа в музыку: мгновенно, с места в карьер начинает быть задействовано чувство ритма, основы музыкальной грамоты (колесо Камелота), да и наслушанность: ведь первое, что придется сделать - это собрать плейлист. К сожалению, репутация диджеев очень сильно испорчена так называемыми “танцорами” или fake DJ (людьми, танцующими перед сетапом под фонограмму, часто даже чужую). Реальное же, честное освоение профессиональной dj деки (сетапа) сравнимо с музыкальным инструментом, как по сложности, так и по затраченному времени. А по-настоящему хорошая живая импровизация сравнима с джемованием в джазе - музыкальные стили и звучание совершенно разные, а суть одна. Хотя… уже есть современные команды, состоящие из джазменов и диджея.

Подробнее о диджеинге я писал здесь

Еще один небанальный и очень мощный, современный вариант - это освоить азы фортепианной игры, а затем взяться за освоение синтезатора и соответственно методов самостоятельного синтеза звука. Дело в том, что из выразительных средств при игре на фортепиано есть всего одно, и это техника игры. У синтезатора же бесконечное количество звуков и, соответственно, палитра выражения чувств и эмоций гораздо более богатая. Но и здесь не будет быстрых побед: на освоение основ синтеза уйдёт год. Лучшим вариантом домашнего синтезатора я считаю Arturia Microfreak. Он настолько популярен среди музыкантов, что “живёт” почти в любой студии - благодаря тщательно продуманной логике и наглядности синтезирования звука. Иными словами, вместо мастерства нажимать на клавиши придётся освоить мастерство правильно крутить ручки.
Наконец, можно освоить редкий музыкальный инструмент: например, акустический (индийский ситар), электрический (терменвокс), современный (Airwave от Roli). Практический пользы от этого немного, но зрелищность на живых выступлениях - прекрасная.

P.S. Я всё-таки слукавил, когда написал, что Selena Gomez - Hands To Myself создана на семплах, без игры на инструментах. Переслушав трек, я вспомнил, что в последний момент сыграл простенькую фортепианную партию. Теоретически и её тоже можно было взять из библиотек семплов, но иногда проще взять и сыграть, чем искать готовый фрагмент и подгонять его под трек. Еще один аргумент в пользу инструмента и, пожалуй, самый весомый.