Как выступают диджеиКлубы и бары бывают разные: в одних звучит лёгкая медитативная музыка, в других - жесткое техно, в третьих популярные хиты. Первая задача диджея - собрать плейлист, адекватный ожиданием публики бара или тематической вечеринки. Например, странно играть “Дискотеку 80х” в молодёжном клубе, хотя и эклектика, бывает, оказывается в тему. Например, в сурпермодном в Москве середины нулевых “Симаче” можно было услышать ремикс на Юрия Антонова “Летящей походкой”.
Часто диджею приходится улавливать вкус и настроение публики: в этом случае заготовки нет, треки ставятся самые разнообразные, без какой-либо концепции, и как только фишка найдена и большинство гостей на танцполе - дальнейшие треки миксуются в этом ключе. Если вкусы публики более-менее известны, а диджей опытный - то исполняется подборка, сделанная заранее: в этом случае микс звучит не как идущие друг за другом минутные фрагменты треков, а полноценно, с логикой перехода от трека к треку, с драматургией. Хороший профессиональный микс, сделанный топовым музыкантом, например Жаном Мишелем Жарром, можно сравнить с симфонией. А по количеству изобразительных средств современная музыка значительно превосходит классическую - но об этом в отдельной статье.
Я намеренно не пишу про диджеев, выступающих на свадьбах и юбилеях, их работа довольно утилитарна: просто ставить треки, которые просит публика, никаких требований к хорошему плейлисту и сведению никто не предъявляет. Хороший же клубный диджей часто является проводником к качественной музыке, а в последнее время еще и полноценным музыкантом.
Диджейские приёмыНаучиться сводить треки не так уж и сложно, это можно сделать по туториалам в Youtube или за несколько уроков в диджей-школе. На базовом уровне это довольно простое умение: сводимые треки должны быть более-менее одного темпа, второй может быть чуть быстрее. Хорошо, когда сводимые треки расставлены по “Колесу Камелота”. Людям с музыкальным образованием тут чуть проще: трек, с которого уходим, должен звучать в доминантной тональности для трека, на который заходим. Для этого виниловые проигрыватели оснащены рычажком, изменяющим темп (а чем ниже темп, тем ниже в результате получится тональность). Компьютер же даёт больше свободы, позволяя менять тональность не меняя темпа (и наоборот).
Классический набор диджея - это два источника звука (винил, CD, флешка) и микшер между ними. На микшере есть три кноба, отвечающих за верх, средние частоты, и бас. Убирая одни частоты из предыдущего трека добавляем их же в следующий, и получаем плавный переход. Вот, собственно и всё: пару часов практики - и ты диджей.
Чуть интереснее с эффектами, которыми оснащены современные диджейские деки и решения на базе ноутбука. Умелое использование эффектов добавляет драматургию в микс, однако их избыток - ровно то, что переборщить со специями.
Высший диджейский пилотаж - это мэшап: когда берется фрагмент одного трека, например, вокальная партия, и смешивается с инструментальной партией другого. Чуть более простой вариант - наложить современный бит на трек в стиле ретро (там достаточно убрать низкие частоты, которых и так почти нет), но это всё-таки не мэшап, а ремикс. Так или иначе, это уже больше чем сведение готовых треков и переход от диджеинга к музицированию.
Танцоры или Fake DJПрофессия диджея невероятно привлекательна для тех, кто на психологическом уровне испытывает постоянный дефицит человеческого внимания. И если порог входа в музыканты довольно высок (нужно научиться играть на инструменте или петь), то назвать себя диджеем может каждый. Для этого достаточно купить (или арендовать) диджейский контроллер и скачать заранее записанные миксы, их множество. И всё - можно выступать, снимать рилсы и выкладывать их в соцсети.
Отличить игру танцора от профессионального диджея могут немногие: для этого нужно базово понимать, как устроен процесс выступления: какие кнобы как меняют звук, что происходит при нажатии пэдов, манипулировании джогвиллами (круглые штуки, имитирующие ушедшее в прошлое пластинки и CD диски). Часто на многочисленных видео на youtube можно заметить, что фейковые диджеи даже не заморачиваются подключением деки к ноутбуку или воспроизводящей аппаратуре.
Никто не знает, сколько фейковых диджеев среди настоящих, это невозможно подсчитать, но их много, по некоторым оценкам вообще большинство (если записать в эту когорту людей, играющих скачанный из интернета профессиональный сет). При всей простоте процесса диджеинга на базовом уровне, действительно хороших диджеев на самом деле мало, ибо требуется как минимум чувство ритма и, желательно, слух - а это уже прерогатива музыкантов. Поэтому неудивительно, что профессиональный диджей как правило имеет музыкальное образование и часто владеет каким-либо музыкальным инструментом. Бывает и обратная ситуация, когда человек имеет музыкальные способности (о которых не подозревал) и через диджеинг вырастает в полноценного музыканта.
Сведение, ремикс, ремейкСамый простой, базовой функцией диджея является сведение треков, плавный переход от одного к другому. Следующий этап развития - создание ремикса. Самый распространённый вариант - это когда на балладу накладывается танцевальный ритм, и трек начинает звучать совершенно по-другому. Довольно спорная история, так как в тексте песни часто речь про то, под что танцевать немного неуместно. Но всё же встречаются качественные ремиксы, иногда даже превосходящие оригинал.
Довольно редкий жанр - ремейк. В этом случае трек разбирается на инструментальные, вокальные и ударные партии, и затем создаётся заново. Ремейки делают профессиональные продюсеры, так как для этого требуется доступ к студийным файлам оригинального трека, а также владение инструментами и музыкальным продакшном. Путь от ремикса к ремейку - это следующая ступень развития диджея, который по сути становится полноценным музыкантом.
МэшапЕще один редкий жанр - мэшап - его слушатели обычно встречают “на ура”. Высший пилотаж диджеинга, когда из двух (а иногда трёх) композиций создаётся совершенно новая. Редкий диджей делает мэшап прямо “на лету” - обычно есть домашняя заготовка, но и в этом случае при живом исполнении хорошо сделанный трек вызывает вау-эффект. Как вам американский гранж от Nirvana, замиксованный с диско немецкого девичьего трио Arabesque?!