6
Хей, диджей!
Как изменился диджеинг за 90 лет
К диджеям неоднозначное отношение. Музыканты к ним относятся, как правило, свысока, считая, что они где-то рядом с музыкой, но не в ней (приблизительно такое же отношение у врачей к стоматологам). Друг друга диджеи обычно люто ненавидят, часто хейтят. Публика относится как к челяди: эй, диджей, поставь МОЙ компакт-диск! Девушки смотрят скептически, считая тусовщиками, бездельниками и нищебродами. В клубах и барах, если диджей не звезда, его просто не замечают. Родители пилят мозг и требуют найти нормальную работу. При этом именно диджеи, выучившись до уровня музыкального продюсера (или наоборот музыканты, освоившие диджеинг) стоят в авангарде сегодняшней музыки.

Если сильно утрировать, то суть работы диджея - микширование композиций для создания плавного перехода от одной к другой, а также использование приёмов, оживляющих треки. Это востребовано на радио и на мероприятиях - диджей удерживает внимание публики и не даёт расходиться.
А вот диджеи нового поколения фактически создают новую музыку, и делают это вообще налету, из готовых фрагментов, иногда вставляя в микс живую игру на синтезаторе, драм машине или гитаре.
По классике, сведение композиций диджей осуществляет с помощью двух воспроизводящих устройств (проигрывателей грампластинок, CD, флешек, компьютера) и особого микшерного пульта: диджей-микшера. Первый раз слово диск-жокей (англ. disc jockey) прозвучало в 1935 году от американского комментатора Уолтера Уинчелла - он использовал этот термин по отношению к радиоведущему Мартину Блоку. По-настоящему первым диджеем большинство музыкальных историков признает британца Джеймса «Джимми» Сэвиля (Jimmy Savile). Именно он в 40-х годах устраивал первые танцевальные вечеринки, используя два проигрывателя для беспрерывного сета.


Диджей на радио

У радиодиджеев была довольно утилитарная задача - делать так, чтобы слушатели оставались на радиоволне и не переключались: так они услышат рекламу, а это основной источник дохода любой радиостанции. Со временем их заменили компьютерные программы, создающие идеальные плейлисты в формате станции, и сегодня радиодиджеев можно услышать лишь на нишевых радиостанциях для продвинутой аудитории. На массовом радио работают уже не диджеи, а просто ведущие.
Да и сами радиостанции постепенно уступают внимание слушателей стриминговым сервисам, которые также прекрасно умеют воспроизводить непрерывный поток треков, и вдобавок ещё подстраиваться под настроение.


Клубный диджеинг

Будучи подростком, воспитанным в интеллигентной семье, приходя в клубы, я не понимал роль диджея: играет непонятную однообразную музыку, словно для себя. Потом, конечно, я разберусь, почему иногда некоторые люди танцуют под “однообразную” музыку. А еще позже догадаюсь, что чем больше люди танцуют - тем дольше они остаются в клубе, их тела от интенсивного движения обезвоживаются и, соответственно, напитков заказывается всё больше и больше: касса делается.
Хороший диджей “разгоняет” публику так, что никто не хочет уходить с танцпола. Хороший арт-директор клуба (или промоутер вечеринок) собирает лайнап диджеев: для разогрева, основной части, чилл-аута. Люди не покидают клуб, клуб делает кассу, промоутер и диджеи получают гонорар.
Однако нередко приходится наблюдать совершенно иную картину: диджей играет что-то скучное для себя, и публика покидает клуб.

Как выступают диджеи

Клубы и бары бывают разные: в одних звучит лёгкая медитативная музыка, в других - жесткое техно, в третьих популярные хиты. Первая задача диджея - собрать плейлист, адекватный ожиданием публики бара или тематической вечеринки. Например, странно играть “Дискотеку 80х” в молодёжном клубе, хотя и эклектика, бывает, оказывается в тему. Например, в сурпермодном в Москве середины нулевых “Симаче” можно было услышать ремикс на Юрия Антонова “Летящей походкой”.
Часто диджею приходится улавливать вкус и настроение публики: в этом случае заготовки нет, треки ставятся самые разнообразные, без какой-либо концепции, и как только фишка найдена и большинство гостей на танцполе - дальнейшие треки миксуются в этом ключе. Если вкусы публики более-менее известны, а диджей опытный - то исполняется подборка, сделанная заранее: в этом случае микс звучит не как идущие друг за другом минутные фрагменты треков, а полноценно, с логикой перехода от трека к треку, с драматургией. Хороший профессиональный микс, сделанный топовым музыкантом, например Жаном Мишелем Жарром, можно сравнить с симфонией. А по количеству изобразительных средств современная музыка значительно превосходит классическую - но об этом в отдельной статье.
Я намеренно не пишу про диджеев, выступающих на свадьбах и юбилеях, их работа довольно утилитарна: просто ставить треки, которые просит публика, никаких требований к хорошему плейлисту и сведению никто не предъявляет. Хороший же клубный диджей часто является проводником к качественной музыке, а в последнее время еще и полноценным музыкантом.


Диджейские приёмы

Научиться сводить треки не так уж и сложно, это можно сделать по туториалам в Youtube или за несколько уроков в диджей-школе. На базовом уровне это довольно простое умение: сводимые треки должны быть более-менее одного темпа, второй может быть чуть быстрее. Хорошо, когда сводимые треки расставлены по “Колесу Камелота”. Людям с музыкальным образованием тут чуть проще: трек, с которого уходим, должен звучать в доминантной тональности для трека, на который заходим. Для этого виниловые проигрыватели оснащены рычажком, изменяющим темп (а чем ниже темп, тем ниже в результате получится тональность). Компьютер же даёт больше свободы, позволяя менять тональность не меняя темпа (и наоборот).
Классический набор диджея - это два источника звука (винил, CD, флешка) и микшер между ними. На микшере есть три кноба, отвечающих за верх, средние частоты, и бас. Убирая одни частоты из предыдущего трека добавляем их же в следующий, и получаем плавный переход. Вот, собственно и всё: пару часов практики - и ты диджей.
Чуть интереснее с эффектами, которыми оснащены современные диджейские деки и решения на базе ноутбука. Умелое использование эффектов добавляет драматургию в микс, однако их избыток - ровно то, что переборщить со специями.
Высший диджейский пилотаж - это мэшап: когда берется фрагмент одного трека, например, вокальная партия, и смешивается с инструментальной партией другого. Чуть более простой вариант - наложить современный бит на трек в стиле ретро (там достаточно убрать низкие частоты, которых и так почти нет), но это всё-таки не мэшап, а ремикс. Так или иначе, это уже больше чем сведение готовых треков и переход от диджеинга к музицированию.


Танцоры или Fake DJ

Профессия диджея невероятно привлекательна для тех, кто на психологическом уровне испытывает постоянный дефицит человеческого внимания. И если порог входа в музыканты довольно высок (нужно научиться играть на инструменте или петь), то назвать себя диджеем может каждый. Для этого достаточно купить (или арендовать) диджейский контроллер и скачать заранее записанные миксы, их множество. И всё - можно выступать, снимать рилсы и выкладывать их в соцсети.
Отличить игру танцора от профессионального диджея могут немногие: для этого нужно базово понимать, как устроен процесс выступления: какие кнобы как меняют звук, что происходит при нажатии пэдов, манипулировании джогвиллами (круглые штуки, имитирующие ушедшее в прошлое пластинки и CD диски). Часто на многочисленных видео на youtube можно заметить, что фейковые диджеи даже не заморачиваются подключением деки к ноутбуку или воспроизводящей аппаратуре.
Никто не знает, сколько фейковых диджеев среди настоящих, это невозможно подсчитать, но их много, по некоторым оценкам вообще большинство (если записать в эту когорту людей, играющих скачанный из интернета профессиональный сет). При всей простоте процесса диджеинга на базовом уровне, действительно хороших диджеев на самом деле мало, ибо требуется как минимум чувство ритма и, желательно, слух - а это уже прерогатива музыкантов. Поэтому неудивительно, что профессиональный диджей как правило имеет музыкальное образование и часто владеет каким-либо музыкальным инструментом. Бывает и обратная ситуация, когда человек имеет музыкальные способности (о которых не подозревал) и через диджеинг вырастает в полноценного музыканта.


Сведение, ремикс, ремейк

Самый простой, базовой функцией диджея является сведение треков, плавный переход от одного к другому. Следующий этап развития - создание ремикса. Самый распространённый вариант - это когда на балладу накладывается танцевальный ритм, и трек начинает звучать совершенно по-другому. Довольно спорная история, так как в тексте песни часто речь про то, под что танцевать немного неуместно. Но всё же встречаются качественные ремиксы, иногда даже превосходящие оригинал.
Довольно редкий жанр - ремейк. В этом случае трек разбирается на инструментальные, вокальные и ударные партии, и затем создаётся заново. Ремейки делают профессиональные продюсеры, так как для этого требуется доступ к студийным файлам оригинального трека, а также владение инструментами и музыкальным продакшном. Путь от ремикса к ремейку - это следующая ступень развития диджея, который по сути становится полноценным музыкантом.




Мэшап

Еще один редкий жанр - мэшап - его слушатели обычно встречают “на ура”. Высший пилотаж диджеинга, когда из двух (а иногда трёх) композиций создаётся совершенно новая. Редкий диджей делает мэшап прямо “на лету” - обычно есть домашняя заготовка, но и в этом случае при живом исполнении хорошо сделанный трек вызывает вау-эффект. Как вам американский гранж от Nirvana, замиксованный с диско немецкого девичьего трио Arabesque?!
Диджеинг 2.0

Есть шутка, что нот всего 7 и вся музыка уже написана. Как говорится, в каждой шутке… И действительно, современные мейнстримовые хиты похожи друг на друга, причем настолько, что на них даже мэшап делать неспортивно. А для неподготовленного слушателя и вовсе “вся классическая музыка одинаковая”.
Глобальный, можно сказать тектонический сдвиг в музыке случился с появлением синтезаторов, гитарных примочек и затем компьютеров. Шутка про 7 нот вообще перестала работать: есть прекрасные (и гениальные) треки из двух аккордов, ведь к гармоническим выразительным средствам добавилось множество других - интересная ритмика, эффекты, наконец, звуки, которых не существует в природе.
Для диджея, научившегося микшировать композиции из небольших фрагментов, открылся огромный новый мир создания совершенно новых треков из уже готовых. Современные технологии позволяют разделять трек на так называемые стемы: вокальные, синтезаторные, гитарные и ритмические дорожки. Никто не мешает взять известный гитарный риф из одной композиции и смешать с басовым грувом другой, добавив вокальный фрагмент из третьей. А синтезаторную партию вообще написать с нуля в совершенно новой аккордовой прогрессии. И это уже не мэшап, а совершенно новое произведение.
Современное музыкальное произведение больше не требует создания с нуля, его можно собрать из фрагментов, как лоскутное одеяло.
На живых выступлениях диджеи 2.0 ломают стереотипы: теперь это не две вертушки. Сетапы нового поколения выглядят совершенно по-другому, неизменным остался, пожалуй, только микшерный пульт. “Вертушки” заменили контроллеры с кнопками, эмулирующие как минимум 8 “вертушек”, часто появляются синтезаторы в самых разнообразных форм-факторах, драм машины и даже гитары. Изменилось и программное обеспечение: современные диджеи всё чаще используют на сцене Ableton Live. Появился даже новый термин DIY музыкант (Do It Yourself), по-русски человек-оркестр.