50 / 50
mashups
Как создавался альбом
dj bagamba
November 17, 2024
Идея альбома

Свой первый мэшап я сделал из песен The Beatles, когда готовился к выступлению в клубе “Китайский лётчик Джао Да” в августе 2023. Хотелось зайти с козырей, а среди аудитории было много битломанов. Трек не просто приняли на ура, но и стали предлагать чаще обращаться к музыке 60 - 70 х: в электронном миксе “рок-классика” звучит очень круто. Продюсер “Битлзфестов” попросил сделать удлиненную версию мэшапа и пригласил закрыть им очередной фестиваль. Ещё один друг прислал ссылку на видео диджея, который специализируется на мэшапах. Увидев реакцию публики, я осознал, что это мэшап - это отличная фишка, и наглухо забаррикадировался в студии.

Блюз наоборот

Первым мэшапом, который удалось записать, стал Madonna + Lindsey Buckingham (Fleetwood Mac) “Dress Your Own Way”. Для тех, кто не знает, мэшап - это искусство микшировать две и более композиции, в результате которого получается совершенно новый трек. Работая над ним, я нашёл еще одну фишку: если вслушаться в слова, песня получилось с совершенно иным, новым смыслом. К тому же, это стал полноценный дуэт, пусть и виртуальный. Также сил творить дальше придал респект от Владимира Петровича Преснякова. Что ж, шутки в сторону, надо идти на альбом!
Есть каламбур: что будет, если сыграть блюз наоборот? Вернётся жена, воскреснет кот, найдётся работа. На тот момент кот у меня давно помер, с “нормальной” работы пару месяцев как выжили, ну и в момент сведения “Dress Your Own Way” ушла жена. Но я решил, что никакого блюза, только сплав старого рока и новой электроники, и начал смешивать Led Zeppelin со Spice Girls, сделав запись альбома в период с октября 2023 по май 2024 своей основной работой.
Все обложки синглов этого альбома сгененированы с помощью нейросети Kandinsky 3.0. На картинках выше - то как она видит "музыкальную машину времени from woodstock to burning man". Лучшие варианты - на обложке альбома и на заставке этой страницы. А вот для полноценного оформления компакт-диска пришлось обратиться к профессиональному дизайнеру
Как записывался альбом

Мэшапы не делает каждый второй диджей просто потому, что это сложно. Конечно, бывают очевидные сходства, такие как Thunder группы Imagine Dragons и “Тучи” Иванушек, но и тут я пошёл дальше, добавив вокальную партию Адель.
Завёл электрический блокнотик, в который начал выписывать композиции, которые могут органично звучать вместе. Рядом с названиями фиксировал темп и тональность. А также наличие доступа к студийным исходникам вокальных партий. Конечно, сейчас можно без труда достать вокал из трека с помощью технологий на искусственным интеллекте, но такое качество совершенно не подходит для студийного использования.
Также я отказался от классического микширования: конечный результат получался довольно грязным и был больше похож на прикол для вечеринки, чем на качественный трек. Так было принято решение, во-первых, использовать только вокальные дорожки оригинальных треков, а во-вторых, раз уж переписывать весь инструментал, то и создавать полностью новую драматургию, с нуля. Небольшое исключение: в использование пошли хорошо узнаваемые инструментальные хуки.
Постепенно в блокнотике появилась пара десятков кандидатов. Блокнотик заполнялся во время прогулки в парке, вечерней кружке в баре, посреди ночи, в общем, 24/7. Пара финалистов, хотя бы приблизительно совпавших по темпу-тональности - это, как принято в приложениях знакомств, match.
Я устраивал им первое свидание в программе Ableton. Там они притирались друг у другу (синхронизировались по темпу) и начинали новую жизнь: новые ударные, бас, синтезаторы, гитары, эффекты. Весь этот новый организм приходилось синхронизировать и по тональности - нередко я выдумывал вообще новые гармонии.
Своему организму я позволил жить так, как ему удобно. Оказалось, вставать комфортнее всего в 14.00. С 15.00 по 18.00 я делал всё, что может приблизить получение “нормальной работы”: отправлял резюме на наёмные вакансии, и параллельно искал инвесторов для своего стартапа. В 18.00 садился в студию и плотно, почти без перерывов работал до 22.00, затем обед (ужин) и дальше - настолько, насколько хватало запала. В 9.00 меня неизменно будили сотрудницы банка, напоминая о просроченных платежах. Некоторые абьюзили, что “взрослый мужик а работу найти не можешь”, но я общался как ни в чём не бывало: рассказывал, что вчера, например, пытался устроиться пиццайоло, но тоже не взяли (кстати, правда). И засыпал дальше.
На 14.00 - 15.00 я договаривался на видеособеседования с HRами компаний (притворяясь, что у меня есть работа и общаться могу только в обед). Разговоры были не такими токсичными, как по утрам, и имели психотерапевтический эффект: я рассказывал, какой клёвый, а HRы, преимущественно молодые привлекательные девушки, с удовольствием слушали.
Конечно, меня пытались продать и хедхантеры, посоветовав скрыть в резюме строчку об американском музыкальном образовании.
После трека “Try White Rabbit” стало понятно, что материала для альбома уже достаточно, и осталось дотолкать из демо в продакшн всего пару мэшапов. В этот момент, после того, как было отправлено ровно 1000 резюме, я получил “нормальную работу”, отдал в химчистку костюм и начал привыкать вставать в 7 утра. Так что зиму и весну 2024 я практически не помню, так как жил ночью и почти не выходил из студии, делая запасы еды и питья раз в неделю.
Летом, уже вечерами, я дописывал треки, а потом начал переносить их на ноутбук, адаптировать к живому исполнению, и собственно репетировать.
Саундчек с Сергеем. Мой сетап: macbook m1, контроллер Akai Pro APC mini, инструмент NI Maschine Micro Mk3, процессор эффектов Korg Kaoss DJ
Новая жизнь старых песен

Альбом изначально проектировался для исполнения вживую, как один непрерывный dj сет. Летом 2024 я начал смотреть площадки; предполагалась видеозапись, и картинка выходила на первый план (звук в записи всегда можно поправить). Одной из концепций было полностью завесить клуб зелёными экранами, чтобы в результате сделать виртуальное шоу. И я даже нашёл бар, где на это согласились, но потом понял, что для полного 50-минутного шоу это неподъёмная задача.
Финальным выбором оказался Imagine. Во-первых, он практически родной. Невероятно красивый, оттуда всегда получаются эффектные видео, плюс там прекрасный звук. Во-вторых, это старейший клуб в Москве (ранее известный как “Кризис жанра”), любимый публикой, записать там альбом живьём видилось знаковым событием.
Я заморочился на профессиональную видеосъемку с нескольких камер и звук топ класса. Дело в том, что если наложить студийную запись на видеосъемку, то пропадёт эффект присутствия. Да и смысл живой игры. С другой стороны, записанный звук с концерта будет не очень здорово слушаться в домашних условиях, казаться мутным и гулким - реверберация же совершенно разная. Поэтому я попросил представить меня Сергею, звукоинженеру Imagine и вообще одному из лучших в этом деле.
- Чо, диджей штоли? Выступать записали? Так я тебе особо не нужен, - Сергей был не так чтобы приветлив.
Я рассказал, что как бы не очень и не только диджей, показал сайт с работами.
- Ну хорошо. А что у тебя на ближнем поле стоит? А на дальнем? Чем мАстеришь?
Я спокойно рассказал про джибиэли и миражи, девятый озон и четвёртый нейрон, а также артурию микрофрик. Сергей сменил снобизм на милость и мы начали работать.
Предстояла многоканальная запись: разные типы микрофонов, расставленные в нужных местах, снимали реверберацию помещения. Звук из моего сетапа писался в пульт Imagine. Также я включил запись на компьютере, получив чистые, неокрашенные дорожки.
Перед выступлением было немножко нервно: на ноуте слетели настройки, пришлось перезагружаться и настраиваться заново. По задумке, лайв начинался ровно в 20.00, успел впритык.
На самом выступлении случился момент, к которому я оказался совершенно не готов: один из зрителей решил пойти покурить, что вызвало цепную реакцию и в какой-то момент я осознал, что играю перед полупустым партером (балкон и бар со сцены не считываются). Ощущения так себе… Год работы словно псу под хвост, хотелось просто нажать кнопку “стоп” и на этом закончить. Но потом зацепился взглядом за оставшихся зрителей и решил, что доиграю, даже если зал полностью опустеет.

Настроение поднял финал лайва: когда зазвучала а капелла хора Ногинского собора, зрители зажгли бенгальские огни, Imagine на несколько секунд словно превратился в храм. Смелая задумка!
(на видео начало трека, кульминацию никто не снял, так как офигели)


Что дальше?

Одним из самых интересных выводов оказалось то, что треки-мэшапы, в отличие от классических песен, совершенно по-разному слушаются и воспринимаются в студии и на публике. По большому счёту задумка удалась: концерт звучит как единый DJ сет с довольно условным разделением на треки. Однако играть их из программы, в которой они были созданы - Ableton - оказалось довольно хлопотно в плане подготовки, когда приходится фактически создавать концертную версию каждого трека. Хоть и говорят, что лучшая импровизация - это домашняя заготовка, мне захотелось попробовать больше свободы, а для этого нужна другая технология живого исполнения.
Что ж, я купил самые передовые контроллеры от Native Instruments: Z1 mk2 и Х1 mk3, установил программу Traktor 4 pro и уже начал новые эксперименты.
Как создавались треки
Этот альбом напечатан на физическом носителе - CD digital audio - тиражом ровно 100 экземпляров, каждый из которых пронумерован. Музыканты сейчас любят выпускать винил, и его продажи растут из года в год, но я предпочёл формат CD, в первую очередь за его компактность. Для прослушивания необязательно иметь дорогую аппаратуру: достаточно отсканировать QR код, вопроизведение начнётся в Hi-Rez Audio (а при медленном интернете есть возможность переключиться в режим mp3). Чуть позже для владельцев этого CD будет выпущен NFT токен